
 
 
Меркулова Мария Васильевна, 
учитель-логопед МКДОУ д/с «Ласточка»
Образование: высшее
Стаж работы: 18лет
Категория: высшая квалификационная категория.
 
По всем возникающим вопросам 
 можно обратиться по телефону:
8(383)71 21-550
 
2002г. -2007г
 Новосибирский Государственный Педагогический
  Университет.
 Факультет  дошкольной педагогики и психологии детства.  
  Получен диплом о высшем образовании.
  Присвоена квалификация – Учитель-сурдопедагог.
  
  
Прошла курсы повышения квалификации:
«Логопедический массаж в структуре коррекционной работы при нарушениях речи», НИПКиПРО, 2013г.
«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения», Педагогический университет «Первое сентября», г.Москва, 2015г.
«Организация деятельности ПМП консилиумов и территориальных ПМПК», ЧУДПО СИПППИСР, 2017г.
 
  
Что такое логопункт?
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в группы компенсирующей направленности детских садов. Но можно получить помощь логопеда на логопункте в нашем детском саду. Постараюсь подробно ответить на часто задаваемые вопросы родителей.
Что такое логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 4-5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил заниматься с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные дети, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь, ведется специальный журнал.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР; общее недоразвитие речи – ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии; или НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально-подгрупповая логопедическая образовательная деятельность  проводится 2 раза  в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с Вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном, индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Учитель-логопед осуществляет образовательную деятельность в соответствии составленного расписания в первую и во вторую половину дня. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится еженедельно – понедельник, среда, пятница с 14-00 до 15-00.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не превышает 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система. Следует подчеркнуть, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! 
Каким образом родители могут помочь логопеду?
  При зачислении ребенка на логопедический пункт с родителями составляется дополнительное соглашение, подписывается заведующей д/с «Ласточка», учителем-логопедом и родителем. После зачисления ребенка на логопункт, родители обязаны завести тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями для домашних заданий. Учитель-логопед систематически задает домашние задания  каждому, зачисленному на логопункт, ребенку. В доступной для родителей форме расписывает все этапы работы по постановке и закреплению правильного произношения звуков в речи. Предлагает выполнять вместе с ребенком комплексы артикуляционных упражнений для постановки того или иного звука. Подбирает индивидуально упражнения для обогащения словарного запаса ребенка, игры для развития фонематического восприятия, лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития правильного речевого дыхания, связной речи, развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.). Предлагает упражнения для развития мелкой моторики рук и мн.др. Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом и родительские собрания. 
И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль
 за речью ребенка дома! 
Взаимодействие логопеда с родителями является неотъемлемой частью педагогического процесса, которая помогает повысить эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Существует много разнообразных форм и методов работы с родителями. Одним из них является анкетирование. Так в начале октября 2025 года на территории детского сада «Ласточка» было проведено анкетирование, приуроченное вопросам безопасного движения дошкольников на улице и соблюдению правил дорожного движения, а также с целью предоставления возможности родителям задать актуальные вопросы о работе детского сада, его сотрудниках и специалистах, выявить проблемные места (если таковые есть) и получить в дальнейшем обратную связь.
 В результате анкетирования администрация и коллектив детского сада получили положительные отзывы и благодарность от родителей наших воспитанников.За что огромное им спасибо!
 

 
В начале учебного года традиционным является проведение родительских собраний в детском саду. В подготовительной группе учитель – логопед Меркулова Мария Васильевна провела практикум для родителей по теме «Фонематический слух и фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте». Родители поняли, что фонематический слух- это умение различать и анализировать звуки речи, из которых состоят слова. Это основа грамотного письма и чтения. Без хорошо развитого фонематического слуха ребенку трудно научиться писать без ошибок, т.к. он может путать близкие по звучанию звуки например, с-з, б-п, т-д). На примере игровых домашних ситуаций Мария Васильевна показала, как можно развивать фонематическое восприятие, играя. Родители с удовольствием представляли себя маленькими детишками, помогали «маме» разбирать покупки и находить товары со звуком С, затем готовили салат «Цезарь» и подбирали соответствующие ингредиенты из продуктов со звуком Ц, помогали мыть посуду, причем мыли только ту посуду, в названии которой есть звук Л. Родители узнали, что в такие игры как «Где спрятался звук?», «Длинные и короткие слова», «Рифмы», «Испорченный телефон» и др. можно играть дома, на улице, по дороге домой. Мастер-класс по мнению родителей является самым понятным, доступным и полезным видом работы по получению и применению логопедических знаний на практике.





 
Ежегодно педагоги нашего детского сада участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства. В этом году учитель-логопед Меркулова Мария Васильевна участвовала во Всероссийском конкурсе «Воспитатели России», на региональном этапе в номинации "Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования", которая направлена на выявление наиболее эффективных практик по реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях, Мария Васильевна заняла 1 место! Работа педагога отправлена на федеральный уровень.

 
Начался новый учебный год. Первые 2 недели сентября были посвящены диагностике уровня речевого развития дошкольников. На логопедический пункт зачислены дети, нуждающиеся в коррекции речи, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие логопедическую помощь. На каждого ребенка, зачисленного на занятия к логопеду, составляется речевая карта, индивидуальный план коррекционной работы, разрабатываются рекомендации родителям по закреплению полученных знаний в домашних условиях. 
Уважаемые, родители! Мы поздравляем вас и ваших детей с началом нового учебного года! Желаем плодотворной совместной работы и успехов в речевом развитии наших ребят. Надеемся на наше сотрудничество, ведь только в тесной работе учителя-логопеда и родителей можно добиться положительных устойчивых результатов.
   
Дети младшего возраста с удовольствием смотрели
 кукольные спектакли, слушали сказки и стихи о
 лете, а ребята старшей группы успели сами 
подготовить и показать театрализованную сказку 
для зрителей всего детского сада, которая 
называлась 
«Под грибом».
 







 





 
Педагогами детского сада были проведены мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, соблюдению безопасного поведения дома, в детском саду и на улице, проводились познавательные квесты и игры, эстафеты и флешмобы, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения и др.




 
 
Ежедневно для всех возрастных групп были организованы мероприятия, направленные на всестороннее развитие дошкольников. 



Лето – самая активная пора для физического, умственного и эмоционального развития дошкольников. Наши ребята каждую минутку летнего времени пребывания в детском саду проводили с пользой. 







 
 
Комментарии
Оставьте комментарий