Учитель-логопед

Меркулова Мария Васильевна

 

 

 

 

Меркулова Мария Васильевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с «Ласточка»

Образование: высшее

Стаж работы: 16лет

Категория: высшая квалификационная категория.

 

По всем возникающим вопросам 

 можно обратиться по телефону:

8(383)71 21-550

 

 

2002г. -2007г

 Новосибирский Государственный Педагогический

  Университет.

 Факультет  дошкольной педагогики и психологии детства. 

  Получен диплом о высшем образовании.

  Присвоена квалификация – Учитель-сурдопедагог.

 

 

Прошла курсы повышения квалификации:

«Логопедический массаж в структуре коррекционной работы при нарушениях речи», НИПКиПРО, 2013г.

«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения», Педагогический университет «Первое сентября», г.Москва, 2015г.

«Организация деятельности ПМП консилиумов и территориальных ПМПК», ЧУДПО СИПППИСР, 2017г.

 

 

Что такое логопункт?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в группы компенсирующей направленности детских садов. Но можно получить помощь логопеда на логопункте в нашем детском саду. Постараюсь подробно ответить на часто задаваемые вопросы родителей.

Что такое логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 4-5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил заниматься с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные дети, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь, ведется специальный журнал.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР; общее недоразвитие речи – ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии; или НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуально-подгрупповая логопедическая образовательная деятельность  проводится 2 раза  в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с Вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном, индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Учитель-логопед осуществляет образовательную деятельность в соответствии составленного расписания в первую и во вторую половину дня. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится еженедельно – понедельник, среда, пятница с 14-00 до 15-00.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не превышает 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система. Следует подчеркнуть, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей!

Каким образом родители могут помочь логопеду?

  При зачислении ребенка на логопедический пункт с родителями составляется дополнительное соглашение, подписывается заведующей д/с «Ласточка», учителем-логопедом и родителем. После зачисления ребенка на логопункт, родители обязаны завести тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями для домашних заданий. Учитель-логопед систематически задает домашние задания  каждому, зачисленному на логопункт, ребенку. В доступной для родителей форме расписывает все этапы работы по постановке и закреплению правильного произношения звуков в речи. Предлагает выполнять вместе с ребенком комплексы артикуляционных упражнений для постановки того или иного звука. Подбирает индивидуально упражнения для обогащения словарного запаса ребенка, игры для развития фонематического восприятия, лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития правильного речевого дыхания, связной речи, развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.). Предлагает упражнения для развития мелкой моторики рук и мн.др. Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом и родительские собрания.

И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль

 за речью ребенка дома! 

 

25 марта 2025 г. учителем-логопедом было проведено открытое подгрупповое логопедическое занятие c детьми 1 и 2-ой подготовительной группы по теме «Волшебная лампа. Звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях». Подгрупповое занятие организовано в соответствии с перспективным планом индивидуально-подгрупповой коррекционно - развивающей работы. Цель, задачи и планируемые результаты соответствуют ФГОС и ФОП ДО. Цель: создание условий для автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях через использование сказочной, игровой ситуации. Занятие было построено в игровой форме. Мотивацией детям послужила помощь Джину из волшебной лампы выбраться на волю, пройдя лабиринт и четко проговаривая звуки речи. После выполнения основного комплекса артикуляционных упражнений для сонорных звуков, дети дали характеристику автоматизируемому звуку Л, его акустическим особенностям, обозначением буквой на письме. Затем, попав в речевой лабиринт, детям было предложено прыгать по кочкам, читая слоги со звуком Л, выполнять упражнение по развитию речевого дыхания, раздувая песок и отыскивая картинки со звуком Л. Далее дети должны были определить наличие и место звука Л в слове, преодолев на пути камнепад, и назвать обобщающим понятием предложенные на камнях картинки. В середине занятия минуткой отдыха являлось проведение физминутки. Для закрепления правильного произношения звука Л в словосочетаниях и предложениях ребятам предлагались такие игры как: «Найди пару» и объясни свой выбор, игра «Фигурные фразы». Использование данных игр у детей способствует развитию не только связной речи, но и развивают мелкую моторику и познавательные способности. Дети определяют противоречия, используют разные способы и средства проверки предположений, сравнивают, классифицируют, учатся контролировать правильное произношение друг друга и самого себя. Занятие было насыщено разнообразными упражнениями, поддерживался интерес у детей, в конце ребята получили домашнее задание в виде раскрасок со звуком Л, были подведены итоги. На занятии дети работали активно, старались контролировать друг друга и собственное звукопроизношение в самостоятельной речи. Результат был достигнут.

 

 

Одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. На логопункте детского сада «Ласточка» кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются такие нарушения остальных компонентов речевого процесса как: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и др. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями учителю-логопеду обеспечивают игровые технологии. На логопедических занятиях широко используются дидактические игры: - с предметами, - настольно-печатные, - словесные, - игры с движениями, - сюжетные, - ролевые игры, - игры-драматизации. Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Разнообразные дидактические игры я стараюсь применять при коррекции всех компонентов речевого развития ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико - грамматический строй речи, связная речь). Уважаемые, родители, педагоги! По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры, которые использую на логопедических занятиях. О некоторых из них я расскажу. (Вы также можете применять данные игры , занимаясь со своими детьми дома, включать в занятия на других видах деятельности)! Если у ребенка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Большим подспорьем для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста являются дидактические словесные игры с предметами. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Игра "Шумящие мешочки (баночки)".

  Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем" ("Потопаем").

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай голос".

Ребенка просят закрыть глаза и узнать, кто из ребят сказал слово.

Игра "Тихо - громко".

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия - когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра "Кто что услышит?"

Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в колокольчик, шуршит бумагой и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра "Верно-неверно".

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота...). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильный вариант произношения.

Игра "Шутки - минутки".

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

 

  Примеры:

***

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

***

Тили - бом! Тили -бом!

Загорелся кошкин том.

***

За окошком зимний сад

Там листочки в бочках спят.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Игра "Найди ошибку и назови слово правильно".

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

 

Описание игры. Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно

Между гор издалека течет бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Игра "Какой звук пропал в слове?"

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка написал письмо зайке в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать?

·        Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ...осы.

·        Подарили нам игрушки: целый день палили ...ушки.

·        Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.

·        Серый вол... холодный, ходит злой, голодный.

Деление слов на слоги.

Игра "Встречу слово на дороге - разобью его на слоги".

Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, произносит слово по слогам (можно одновременно отбивать слоги мячом).

Игра "Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова".

Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог слова, а ребенок заканчивает слово.

Слова: ла - лапа, лак, лавка, ластик, лампа, ...

ло – ложка, локоть, лопасти, лоб, ….

лу – лужа, лук, лупа, Лунтик, луна, …

Игры на звукопроизношение.

Игра "Мяч лови и бросай, пары слов называй"

Дети стоят полукругом. Взрослый поочередно бросает мяч детям и просит произнести пары слов.

Медаль- педаль;                мальчик- пальчик;                    лёд-лён;

солянка- полянка;             калина- малина;                         клёв-клён;

клюшка- плюшка;            зеленый - беленый;                    лев-лес;

пеленка- зеленка;              след- плед;                                блин-клин.

Игра "Назови слово"(Мяч лови и бросай, слово называй ).

Дети называют слово, в котором определенный звук (слог) стоит в начале слова или в середине слова, или в конце слова.

Игра "Звук [ ... ] услышат ушки, мяч взлетает над макушкой"

Выделение заданного звука из ряда других. Дети должны подбросить мяч (или хлопнуть в ладоши), когда услышат определенный звук.

В своей коррекционной логопедической работе я использую также и настольные дидактические игры, которые способствуют формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка и связной речи. Это такие дидактические игры, как "Звуковые дорожки", "Звуковая улитка", "Логопедические пазлы", "Звуковое лото", "Звуковое домино", "Слоговое лото", "Слоговой паровозик", "Скажи наоборот", "Четвертый лишний", "Из чего какой", "Карлик - великан", "Большой - маленький", "Один-много", "Чей хвост?", "Назови ласково", "Мой, моя, моё, мои", "Один-одна-одно-одни", "1-3-5-9", "Посчитай", "Кто что делает?", ребусы и т.д.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедических занятий с применением дидактических игр:

 

 

 

 

 

 

 

В третьем периоде обучения продолжается активная работа по закреплению поставленных звуков в предложениях, самостоятельной речи. Ребята продолжают учиться согласовывать слова в предложении, использовать в речи синонимы, антонимы, подбирать родственные слова, учиться составлять сложные предложения, используя различные предлоги, составлять рассказы по сюжетным картинкам, серии картин, учиться придумывать продолжение рассказа или истории. У многих детей заметны положительные результаты, логопедические занятия проходят с интересом и вызывают желание у ребят скорее показать выполненное домашнее задание и продолжить «играть с логопедом». Фрагменты логопедических занятий

 

Ежемесячно обновляется информация для

родителей на информационном

стенде и папках- передвижках в группах.

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

 

Как помочь ребенку выучить стихи и потешки, если он с трудом их запоминает?

 

 

 

 

В 1-ой подготовительной группе зимней логопедической сказкой «По-щучьему велению, по- новогоднему хотению»завершился хоровод новогодних утренников. Маленькие артисты дольше всех ждали премьеры сказки, рисовали афишу, пригласительные билеты, помогали изготавливать атрибуты и декорации спектакля. Как же было радостно и гордо наблюдать за безупречным исполнением актерской роли каждого ребенка! Наши воспитанники, посещающие логопедические занятия, старались четко проговаривать отрабатываемые звуки в стихах и самостоятельной речи. Ребята умело справились с волнением, выразительно и эмоционально передавали образ своего героя, старались изменять тон голоса, манеру речи, использовать жесты и мимику. В конце театрализованного спектакля к ребятам пришел Дед Мороз и Снегурочка. Вместе с детьми они весело играли и исполняли тематические песни и танцы. По – новогоднему хотению Дедушки Мороза волшебная щука из проруби приподнесла для детей сладости и подарки! 

 

 

Новогодние праздники в детском саду прошли

 весело, интересно, на одном дыхании.

Родители и гости громко аплодировали каждому

 музыкальному номеру, подготовленному нашими

 воспитанниками.

Ребята читали стихи, пели песни, танцевали

волшебные танцы.

Герои новогодних утренников играли с детьми:

 строили козни, хитрили, смешили, показывали

 фокусы, удивляли, загадывали загадки, помогали

 Деду Морозу и Снегурочке вручать детям

 долгожданные подарки.

 Ребятам надолго запомнится встреча  

Нового года в детском саду!

 

 

 

С 22 августа по 15 октября 2024 года проходил областной конкурс «Эффективные практики обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», организованный Министерством образования Новосибирской области и ГБУ НСО «Областным центром диагностики и консультирования». Учитель – логопед нашего детского сада - Меркулова Мария Васильевна представив на конкурс две разработки из своего опыта работы (педагогический проект «Логопедическая гостиная» и видеоролик «Машины сказки») стала дважды лауреатом данного Конкурса! 9 декабря 2024 года в рамках проведения Регионального научно - практического форума «Образование обучающихся с особыми образовательными потребностями: современные возможности и перспективы будущего» в городе Новосибирске Мария Васильевна представила свои разработки коллегам и специалистам ППМС-сопровождения образовательных организаций на семинаре – практикуме, где и была награждена дипломами министерства образования Новосибирской области. Разработки Марии Васильевны вошли в сборник «Лучших практик обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

А в детском саду педагоги, специалисты сопровождения, дети и родители активно готовятся к встречи Нового года! Учитель-логопед помогает подбирать детям и разучивать стихи для Дедушки Мороза, добиваясь четкости и выразительности речи. В 1 – ой подготовительной группе проходят репетиции новогодней сказки «По - щучьему велению, по – новогоднему хотению» с участием самих детей. Уже подготовлены костюмы, завершается подготовка декораций к спектаклю. Ребята разучивают музыкальные номера, рисуют афишу, пригласительные билеты, с нетерпением ждут премьеры сказки и новогоднего волшебства.

 

Логопедическая работа продолжается, уже заметны значительные успехи в постановке трудных звуков, идет работа по автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Ребята учатся согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, подбирать синонимы и антонимы по лексическим темам, согласовывать числительные, прилагательные в роде, падеже, использовать в речи предлоги и мн.др.

 

 

С 21 октября по 8 ноября 2024 года Меркулова Мария Васильевна в очно-заочной форме проходила курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, по итогам которых получила соответствующий документ. Повышение уровня квалификации и самообразование является неотъемлемой частью профессиональной компетенции всех специалистов, работающих в системе образования, это возможность освежить базовые знания и узнать современные взгляды и подходы в области логопедии с учетом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта, федеральной образовательной и адаптированных программ дошкольного образования.

В 1-ой подготовительной группе началась подготовка к новогоднему театрализованному представлению «По –щучьему велению, по- новогоднему хотению» в рамках работы театральной студии с участием самих ребят. Вместе с учителем – логопедом дети рассмотрели яркие книги по одноименной русской народной сказке, читали произведение в нескольких вариациях ее написания, обсуждали лучший вариант, давали характеристику главных героев, обсуждали их поступки, разбирались в значениях новых устаревших и незнакомых слов. Ребята с удовольствием посмотрели мультфильм Н. Эрдмана 1957 г. киностудии «Союзмультфильм», отмечали, во что были одеты герои сказки, их голос, интонацию.После анализа сказки дошкольники познакомились со сценарием предстоящего новогоднего спектакля. Каждому ребенку была распределена роль, которая учитывала индивидуальные особенности и возможности ребенка. Реплики героев преднамеренно насыщены отрабатываемыми в произношении звуками на данном этапе логопедической работы с конкретным ребенком. Дети с удовольствием включились в работу, начались первые репетиции.

 

 

 

 

Акция для родителей

"В театр играем - речь развиваем!"

 

 

 

В конце сентября- начале октября в нашем детском саду были проведены родительские собрания, на которых выступали узкие специалисты и воспитатели групп.

Темой выступления учителя-логопеда являлась «Специфика работы логопедического пункта ДОУ». Учитель-логопед рассказал о целях и задачах на новый учебный год, о порядке зачисления дошкольников на логопункт, были подписаны дополнительные соглашения с родителями и учителем-логопедом, проведено анкетирование родителей по раннему речевому развитию их детей. Рассматривались направления работы учителя-логопеда, формы и методы, основные приемы логопедической работы. В конце выступления, было подчеркнуто, что только в сотрудничестве логопеда с родителями ребенка будут достигнуты результаты в речевом развитии дошкольников.  Практической частью выступлений являлось проведение с родителями артикуляционных сказок, как одной из составляющих работы по коррекции звукопроизношения дошкольников. Родители имели возможность задать интересующие их вопросы, услышать результаты логопедической диагностики, перспективы развития речевого развития каждого ребенка.

 

 

 

Во второй подготовительной группе началась подготовка к постановке театрализованной сказки «Три поросенка». Дети познакомились с произведением С.Михалкова, написанным по мотивам английской сказки, слушали аудиозапись сказки перед сном, разбирали с учителем-логопедом основных героев сказки, их характер, поведение. Ребята находили положительных и отрицательных персонажей, придумывали вместе с логопедом сценарий сказки на новый лад, добавляли новых героев, чтобы каждому ребенку в группе раздать роль для участия в театрализации. Самое главное с точки зрения логопеда - создание условий для развития речевой, эмоциональной, творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности. Основными задачами является: - Закрепить правильное произношение поставленных звуков в предложениях, стихах, самостоятельной речи; - воспитывать самоконтроль в процессе речевой самостоятельной деятельности; - развивать творческие способности детей, актерское мастерство; - формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, позитивные установки к речевой деятельности. Ребята всегда активно включаются в процесс подготовки к театрализованной деятельности: готовят костюмы, репетируют музыкальные номера, разучивают слова, пытаясь выразительно передать основную мысль

 

 

 

На индивидуально-подгрупповых занятиях также продолжается логопедическая работа по автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, дети учатся различать на слух неречевые звуки, а также звуки речи, знакомятся с лексическими темами, выполняют грамматические упражнения, учатся употреблять в речи предлоги, слова – антонимы, образовывать относительные прилагательные,  составляют предложения по картинкам.

 

 

Речевое развитие дошкольников

Родителей каждого дошкольника волнует вопрос: правильно ли развивается речь их сына или дочки? Ведь с этим фактором тесно взаимосвязано и общее развитие малыша. Поэтому они должны знать, как протекает данный процесс в норме, а что относится к отклонениям от нее и психическим аномалиям.

При выявлении уровня речевого развития ребенка специалисты ориентируются на определенные критерии. И, для того чтобы узнать, есть ли у малыша проблемы и в чем они заключаются, нужно сравнить с этими параметрами показатели его развития. Я составила таблицу развития речи дошкольника. В каждом возрастном периоде приводятся показатели, являющиеся нормой речевого развития.

Конечно, любой дошкольник неповторим и может развиваться в своем темпе. Но если у ребенка имеются проблемы, то родители должны оказывать ему своевременно поддержку и совместно с педагогами помогать малышу двигаться в нужном направлении.

 

Возраст

Нормы речевого развития

11–13месяцев

Появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: папа, мама, баба, дядя

12 месяцев

Словарь включает 5–9 единиц, появляется звук о. После года появляются б, т, ч

1 год и 6 месяцев

Ребенок может произнести 20–50 слов, «говорит на своем языке» – произносит много слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие папа, мама, деда, баба и др. У него уже хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: папа, мама, на, да, дай и т.п. Показывает, где у куклы глазки, носик и пр., те же части тела показывает у других людей

год и10 месяцев

Малыш активно употребляет двухсложные слова: тетя, кися, – и два слога из трехсложных слов (синя – «машина»). При воспроизведении слов опускает первый звук или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места

2 года

Понимает и выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Может правильно произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие: с, з, ц, шипящие: ш, ж, ч, щ (эти две группы звуков формируются позже остальных) и сонорные: р, л. Появляются вопросы: что? где? куда?

2 года и 2 месяца

Малыш говорит словосочетания типа мама Лена. Строит предложения из двух слов: мама, дай, баба, ди (иди). Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки.

Оформляет просьбы в виде словосочетания или предложения с пропуском предлога: положи мяч стол. Использует дательный падеж для обозначения лица: дай Вове, обозначает направление, опуская предлог: иди маме; творительный падеж в значении орудийности действия: бить молотком, предложный со значением места: лежит сумке.

Словарь включает 50–200 слов

2 года6 месяцев

В 2 года 6 месяцев ребенок произносит предложения из трех-четырех слов, распространенные  предложения: «Это мой большой мишка». Начинает употреблять предлоги. Появляются звуки: ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года8 месяцев

Словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет фразы из 3–5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л, сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

3 года

Малыш повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он – мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, местоимения я, ты, он. Выдумывает забавные слова и выражения. Называет свое имя, пол и возраст. К трем годам словарь включает 300–400 единиц, к концу данного периода – 1000 слов. Появляются звуки фь, вь, с, з, хь, л

3–4 года

Малыш различает и называет части объектов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Задает вопросы почему? когда? Ребенок односложно отвечает на вопросы при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяет за взрослым рассказ из 3–4 предложений, составленный об игрушке или по сюжетной картинке; участвует в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прослушанные короткие рассказы и сказки с опорой и без. Может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов

4 года.

Правильно пользуется предлогами, согласует существительные с прилагательными и числительными, образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизнесения, малыш правильно произносит шипящие ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произнесение согласных. Словарь включает 1600–2000 единиц. Появляются звуки ч и щ.

4–5 лет

Ребенок употребляет существительные, называющие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяет и называет местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов;  прилагательные свойства.

Наиболее употребительными для него являются глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывает рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляет небольшие рассказы о предмете по сюжетным картинкам, у него совершенствуется диалогическая речь. Поддерживает беседу: правильно задает вопросы и отвечает на поставленные. Формируются звуки ш, ж

5 лет

Малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе сложные: из-за, из-под и т.п. Совершенствуются возможности пересказа. Ребенок образует прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произнесения согласных. Словарь включает 1900–2200 единиц.

5 – 6 лет

Ребенок употребляет существительные – названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, обозначающие трудовую деятельность; слова со сходным смыслом и с обобщающим значением. Слова использует правильно и соответственно смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Малыш поддерживает непринужденную беседу, правильно задает свои вопросы и отвечает на поставленные. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, составлять небольшие рассказы о предмете по картинкам, по плану, образцу, на основе личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к 6 годам содержит до 3000 слов. Появляются звуки рь, р.

6 лет

Ребенок может правильно произносить и различать все звуки. Полностью усваивает слоговую структуру слов. Самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает нужные картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Пополняется активный и пассивный словарь. Малыш может обобщать и классифицировать предметы по разным признакам.

6–7 лет

У ребенка расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Он использует синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Употребляет разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Малыш передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствует умение составлять рассказы о предмете, серии сюжетных картинок и др.

  

В детском саду «Ласточка» с новым учебным годом пришел поздравить детей Клоун Клепа. Весело и задорно ребята провели время в компании незадачливого и смешного клоуна. Дети отгадывали загадки, играли в подвижные игры, танцевали осенний флешмоб и параллельно собирали буквы растерявшейся азбуки клоуна Клепы. Дети настроены на учебу, соскучились по занятиям, интересуются окружающим миром. Праздник 1 сентября удался! Посмотрите на эти радостные и веселые лица! Желаем ребятам, педагогам и родителям, чтобы этот год был легким, плодотворным и успешным!

 

 

 

В детском саду в первые две недели проводится диагностика уровня познавательного и речевого развития дошкольников такими специалистами как : учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Осуществляется набор детей на логопедический пункт, учителем-логопедом заполняются речевые карты, составляются индивидуальные образовательные маршруты по коррекции речи дошкольников.

 

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 26.03.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения