Меркулова Мария Васильевна,
учитель-логопед МКДОУ д/с «Ласточка»
Образование: высшее
Стаж работы: 16лет
Категория: высшая квалификационная категория.
По всем возникающим вопросам
можно обратиться по телефону:
8(383)71 21-550
2002г. -2007г
Новосибирский Государственный Педагогический
Университет.
Факультет дошкольной педагогики и психологии детства.
Получен диплом о высшем образовании.
Присвоена квалификация – Учитель-сурдопедагог.
Прошла курсы повышения квалификации:
«Логопедический массаж в структуре коррекционной работы при нарушениях речи», НИПКиПРО, 2013г.
«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения», Педагогический университет «Первое сентября», г.Москва, 2015г.
«Организация деятельности ПМП консилиумов и территориальных ПМПК», ЧУДПО СИПППИСР, 2017г.
Что такое логопункт?
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в группы компенсирующей направленности детских садов. Но можно получить помощь логопеда на логопункте в нашем детском саду. Постараюсь подробно ответить на часто задаваемые вопросы родителей.
Что такое логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 4-5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил заниматься с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные дети, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь, ведется специальный журнал.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР; общее недоразвитие речи – ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии; или НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально-подгрупповая логопедическая образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с Вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном, индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Учитель-логопед осуществляет образовательную деятельность в соответствии составленного расписания в первую и во вторую половину дня. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится еженедельно – понедельник, среда, пятница с 14-00 до 15-00.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не превышает 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система. Следует подчеркнуть, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей!
Каким образом родители могут помочь логопеду?
При зачислении ребенка на логопедический пункт с родителями составляется дополнительное соглашение, подписывается заведующей д/с «Ласточка», учителем-логопедом и родителем. После зачисления ребенка на логопункт, родители обязаны завести тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями для домашних заданий. Учитель-логопед систематически задает домашние задания каждому, зачисленному на логопункт, ребенку. В доступной для родителей форме расписывает все этапы работы по постановке и закреплению правильного произношения звуков в речи. Предлагает выполнять вместе с ребенком комплексы артикуляционных упражнений для постановки того или иного звука. Подбирает индивидуально упражнения для обогащения словарного запаса ребенка, игры для развития фонематического восприятия, лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития правильного речевого дыхания, связной речи, развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.). Предлагает упражнения для развития мелкой моторики рук и мн.др. Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом и родительские собрания. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка дома!
В конце сентября- начале октября в нашем детском саду были проведены родительские собрания, на которых выступали узкие специалисты и воспитатели групп.
Темой выступления учителя-логопеда являлась «Специфика работы логопедического пункта ДОУ». Учитель-логопед рассказал о целях и задачах на новый учебный год, о порядке зачисления дошкольников на логопункт, были подписаны дополнительные соглашения с родителями и учителем-логопедом, проведено анкетирование родителей по раннему речевому развитию их детей. Рассматривались направления работы учителя-логопеда, формы и методы, основные приемы логопедической работы. В конце выступления, было подчеркнуто, что только в сотрудничестве логопеда с родителями ребенка будут достигнуты результаты в речевом развитии дошкольников. Практической частью выступлений являлось проведение с родителями артикуляционных сказок, как одной из составляющих работы по коррекции звукопроизношения дошкольников. Родители имели возможность задать интересующие их вопросы, услышать результаты логопедической диагностики, перспективы развития речевого развития каждого ребенка.
Во второй подготовительной группе началась подготовка к постановке театрализованной сказки «Три поросенка». Дети познакомились с произведением С.Михалкова, написанным по мотивам английской сказки, слушали аудиозапись сказки перед сном, разбирали с учителем-логопедом основных героев сказки, их характер, поведение. Ребята находили положительных и отрицательных персонажей, придумывали вместе с логопедом сценарий сказки на новый лад, добавляли новых героев, чтобы каждому ребенку в группе раздать роль для участия в театрализации. Самое главное с точки зрения логопеда - создание условий для развития речевой, эмоциональной, творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности. Основными задачами является: - Закрепить правильное произношение поставленных звуков в предложениях, стихах, самостоятельной речи; - воспитывать самоконтроль в процессе речевой самостоятельной деятельности; - развивать творческие способности детей, актерское мастерство; - формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, позитивные установки к речевой деятельности. Ребята всегда активно включаются в процесс подготовки к театрализованной деятельности: готовят костюмы, репетируют музыкальные номера, разучивают слова, пытаясь выразительно передать основную мысль
На индивидуально-подгрупповых занятиях также продолжается логопедическая работа по автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, дети учатся различать на слух неречевые звуки, а также звуки речи, знакомятся с лексическими темами, выполняют грамматические упражнения, учатся употреблять в речи предлоги, слова – антонимы, образовывать относительные прилагательные, составляют предложения по картинкам.
Речевое развитие дошкольников
Родителей каждого дошкольника волнует вопрос: правильно ли развивается речь их сына или дочки? Ведь с этим фактором тесно взаимосвязано и общее развитие малыша. Поэтому они должны знать, как протекает данный процесс в норме, а что относится к отклонениям от нее и психическим аномалиям.
При выявлении уровня речевого развития ребенка специалисты ориентируются на определенные критерии. И, для того чтобы узнать, есть ли у малыша проблемы и в чем они заключаются, нужно сравнить с этими параметрами показатели его развития. Я составила таблицу развития речи дошкольника. В каждом возрастном периоде приводятся показатели, являющиеся нормой речевого развития.
Конечно, любой дошкольник неповторим и может развиваться в своем темпе. Но если у ребенка имеются проблемы, то родители должны оказывать ему своевременно поддержку и совместно с педагогами помогать малышу двигаться в нужном направлении.
Возраст |
Нормы речевого развития |
11–13месяцев |
Появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: папа, мама, баба, дядя |
12 месяцев |
Словарь включает 5–9 единиц, появляется звук о. После года появляются б, т, ч |
1 год и 6 месяцев |
Ребенок может произнести 20–50 слов, «говорит на своем языке» – произносит много слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие папа, мама, деда, баба и др. У него уже хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: папа, мама, на, да, дай и т.п. Показывает, где у куклы глазки, носик и пр., те же части тела показывает у других людей |
год и10 месяцев |
Малыш активно употребляет двухсложные слова: тетя, кися, – и два слога из трехсложных слов (синя – «машина»). При воспроизведении слов опускает первый звук или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места |
2 года |
Понимает и выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Может правильно произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие: с, з, ц, шипящие: ш, ж, ч, щ (эти две группы звуков формируются позже остальных) и сонорные: р, л. Появляются вопросы: что? где? куда? |
2 года и 2 месяца |
Малыш говорит словосочетания типа мама Лена. Строит предложения из двух слов: мама, дай, баба, ди (иди). Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки.
Оформляет просьбы в виде словосочетания или предложения с пропуском предлога: положи мяч стол. Использует дательный падеж для обозначения лица: дай Вове, обозначает направление, опуская предлог: иди маме; творительный падеж в значении орудийности действия: бить молотком, предложный со значением места: лежит сумке.
Словарь включает 50–200 слов |
2 года6 месяцев |
В 2 года 6 месяцев ребенок произносит предложения из трех-четырех слов, распространенные предложения: «Это мой большой мишка». Начинает употреблять предлоги. Появляются звуки: ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года8 месяцев |
Словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет фразы из 3–5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л, сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
3 года |
Малыш повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он – мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, местоимения я, ты, он. Выдумывает забавные слова и выражения. Называет свое имя, пол и возраст. К трем годам словарь включает 300–400 единиц, к концу данного периода – 1000 слов. Появляются звуки фь, вь, с, з, хь, л |
3–4 года |
Малыш различает и называет части объектов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Задает вопросы почему? когда? Ребенок односложно отвечает на вопросы при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяет за взрослым рассказ из 3–4 предложений, составленный об игрушке или по сюжетной картинке; участвует в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прослушанные короткие рассказы и сказки с опорой и без. Может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов |
4 года. |
Правильно пользуется предлогами, согласует существительные с прилагательными и числительными, образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизнесения, малыш правильно произносит шипящие ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произнесение согласных. Словарь включает 1600–2000 единиц. Появляются звуки ч и щ. |
4–5 лет |
Ребенок употребляет существительные, называющие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяет и называет местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные свойства.
Наиболее употребительными для него являются глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывает рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляет небольшие рассказы о предмете по сюжетным картинкам, у него совершенствуется диалогическая речь. Поддерживает беседу: правильно задает вопросы и отвечает на поставленные. Формируются звуки ш, ж |
5 лет |
Малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе сложные: из-за, из-под и т.п. Совершенствуются возможности пересказа. Ребенок образует прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произнесения согласных. Словарь включает 1900–2200 единиц. |
5 – 6 лет |
Ребенок употребляет существительные – названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, обозначающие трудовую деятельность; слова со сходным смыслом и с обобщающим значением. Слова использует правильно и соответственно смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Малыш поддерживает непринужденную беседу, правильно задает свои вопросы и отвечает на поставленные. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, составлять небольшие рассказы о предмете по картинкам, по плану, образцу, на основе личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к 6 годам содержит до 3000 слов. Появляются звуки рь, р. |
6 лет |
Ребенок может правильно произносить и различать все звуки. Полностью усваивает слоговую структуру слов. Самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает нужные картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Пополняется активный и пассивный словарь. Малыш может обобщать и классифицировать предметы по разным признакам. |
6–7 лет |
У ребенка расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Он использует синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Употребляет разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Малыш передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствует умение составлять рассказы о предмете, серии сюжетных картинок и др. |
В детском саду «Ласточка» с новым учебным годом пришел поздравить детей Клоун Клепа. Весело и задорно ребята провели время в компании незадачливого и смешного клоуна. Дети отгадывали загадки, играли в подвижные игры, танцевали осенний флешмоб и параллельно собирали буквы растерявшейся азбуки клоуна Клепы. Дети настроены на учебу, соскучились по занятиям, интересуются окружающим миром. Праздник 1 сентября удался! Посмотрите на эти радостные и веселые лица! Желаем ребятам, педагогам и родителям, чтобы этот год был легким, плодотворным и успешным!
В детском саду в первые две недели проводится диагностика уровня познавательного и речевого развития дошкольников такими специалистами как : учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Осуществляется набор детей на логопедический пункт, учителем-логопедом заполняются речевые карты, составляются индивидуальные образовательные маршруты по коррекции речи дошкольников.
Комментарии
Оставьте комментарий |
|